Сегодня ответим на вопросы на тему: "Лишний вес школьников", а наш диетолог Валентина Толмачева даст свои комментарии и рекомендаци.

ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС У ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИИ

Секция: 4. Медицинские науки

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Fnauchforum.ru%2Fthemes%2Fmix_and_match%2Fimages%2Fdip_and_sert%2Fgold_gray

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Fnauchforum.ru%2Fthemes%2Fmix_and_match%2Fimages%2Fdip_and_sert%2Fsilver_gray

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Fnauchforum.ru%2Fthemes%2Fmix_and_match%2Fimages%2Fdip_and_sert%2Fsert

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Fnauchforum.ru%2Fthemes%2Fmix_and_match%2Fimages%2Fdip_and_sert%2Fnauch

XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС У ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИИ

В настоящее время одной из актуальных проблем здоровья школьников является проблема избыточного веса. Некоторые факторы риска избыточного веса являются управляемыми: стрессы, нерациональное питание, низкая физическая активность.

Решить любую медицинскую проблему на социальном уровне означает понять характер и природу распространения заболевания в тех или иных группах населения. Определить его связь со множеством физических, химических, биологических, психосоциальных факторов, пути его массовой профилактики.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Новизна моей работы заключается в превращении школьников из объекта исследования здоровья и заботы в субъект профилактической и экологической работы, активации ответственности учеников за свое настоящее и будущее здоровье.

Участники научно-исследовательской работы:

  • школьное объединение «Санпост»;
  • НОУ школы;
  • медперсонал Центра здоровья Советского района;
  • педагогический коллектив школы;
  • родительская общественность.

Цель работы: Изучение причин избыточной массы тела и коррекция массы тела учащихся.

Объект исследования: Масса тела учащихся.

Гипотеза: Масса тела зависит от образа жизни и питания. Избыточная масса тела поддается коррекции.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Исследовать массу тела учащихся.
  3. Выявить причины избыточной массы тела учащихся.
  4. Определить методы коррекции избыточной массы тела учащихся.

Проблема: Причины и коррекция избыточной массы тела учащихся.

Методы:

  1. Аналитический отбор материала.
  2. Измерение массы тела аппаратом.
  3. Вычисление массы тела.
  4. Опрос учащихся.
  5. Метод статистического анализа.
  1. Теоретическая часть.
  1. Проблемы избыточного веса учащихся.

Более четверти российских детей страдают от лишнего веса. Специалисты НИИ питания РАМН озвучили результаты исследования, касающегося распространенности ожирения и избыточной массы тела среди российских школьников. Выяснилось, что около 20 % детей имеют избыточный вес, а более 5 % страдают ожирением различной степени. Общая численность детей с избыточным весом в США превышает 12 миллионов человек. По сравнению с 1970-ми гг. уровень заболеваемости ожирением среди детей 10—12 лет утроился.

В нашей стране проблема ожирения детей еще не достигла таких масштабов, как в США и странах Западной Европы, полагают в НИИ питания. Однако тревожные тенденции уже прослеживаются.

Проблема избыточного веса у детей с каждым годом углубляется, приобретая катастрофические размеры в развитых странах во всём мире! Полнота и ожирение вызывают у ребенка множество проблем. Помимо того, что детское ожирение угрожает усилиться с возрастом, оно является основной причиной детской гипертонии, связано с диабетом II степени, увеличивает риск развития коронарной болезни сердца, способствует увеличению давления на суставы, несущие весовую нагрузку, понижает самооценку и влияет на взаимоотношения с ровесниками. По мнению некоторых экспертов, наиболее серьезными последствиями ожирения являются именно социальные и психологические проблемы!

  1. Чем опасен избыточный вес?

Избыточный вес — это первый шаг к ожирению — серьезному, хроническому, многофакторному заболеванию. Это не только избыточное накопление жировой ткани в организме и не только косметический дефект. Ожирение сопряжено с нарушениями, затрагивающими: опорно-двигательную систему (артрозы), желудочно-кишечный тракт (панкреатит, холецистит, желчекаменная болезнь), сердце (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь), сосуды (варикозная болезнь), половую систему (бесплодие).

Избыточный вес ускоряет старение организма, ухудшает качество жизни. Избыточный вес составляет основу эмоциональной неудовлетворенности, заниженной самооценки. Это дополнительная нагрузка на сердце, поскольку каждый килограмм жировой ткани содержит 300 километров капилляров, через которые сердцу надо прокачать кровь. Это нагрузка на позвоночник, которая провоцирует развитие остеохондроза и остеопороза позвоночника, что нарушает иннервацию различных органов и со временем приводит к разнообразной патологии.

  1. Причины избыточного веса учащихся.

Причину ожирения можно сформулировать одной фразой, это нарушение (ослабление или замедление) обмена веществ, когда энергии, в виде калорий, поступает в организм больше, чем тратится (сгорает). Но это уже вторичная причина. Традиционная медицина считает, что первичных причин вызывающие ожирение четыре:

Нерегулярное, гиперкалорийное питание с высоким содержанием жиров и легкоусвояемых углеводов. Питание вне дома (фаст-фуд), переедание.

Недостаточная подвижность и малая физическая активность (недостаточные физические нагрузки).

Нарушение режима сна, труда и отдыха.

Малоподвижный образ жизни, занятия на компьютере, отсутствие спортивных нагрузок.

  1. Здоровое питание.

Школьные годы — это не только постоянная умственная нагрузка, но и время активного роста, поэтому для нормального развития ребенка необходимо следовать нескольким правилам.

Первый закон здорового питания: соответствие между калорийностью пищи и энергией, которую организм расходует. Энергетическая ценность жиров в 2 раза выше, чем белков и углеводов. Жиры являются строительным материалом организма. Жирные кислоты участвуют в синтезе соединений регулирующих механизмы иммунитета, аллергии. Однако употребление жиров животного происхождения (насыщенных) приводит к ожирению, диабету и сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому их следует ограничивать. Растительные жиры (ненасыщенные) богаты жирными кислотами омега-3 и омега-6, их потребление способствует профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, благотворно действует на ткани организма. Потребность организма в жирах могут удовлетворить 2 столовые ложки растительного масла в день и 3 порции рыбы в неделю.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Белки — важнейшие компоненты пищи. В организме человека белки расщепляются на аминокислоты, из которых организм синтезирует необходимые ему белки. Но по содержанию аминокислот животные белки (мясо, рыба, яйца) более цены чем растительные, так как содержат незаменимые аминокислоты. Полноценные белки присутствуют и в растительной пище — бобовых, орехах, семечках.

Углеводы. Функции углеводов в организме в основном сводится к снабжению энергией. Они находятся в растительной пище — крахмал, глюкоза, фруктоза. Мука, крупы, макароны, — содержат в основном крахмал, а фрукты и овощи — простые сахара. Рафинированный сахар приводит к диабету, ожирению, кариесу, сердечно-сосудистым заболеваниям, поэтому необходимо ограничивать продукты с его содержанием. Норма потребления простых углеводов в день — 50 г.

Клетчатка или пищевые волокна, в организме практически не перевариваются, но существенно влияют на процессы: переваривания, усвоения и эвакуации пищи и поддержания микрофлоры кишечника. Содержатся в овощах, фруктах, «неочищенных» зерновых.

Второй закон здорового питания. Организму необходимы витамины и микроэлементы, которые участвуют в различных процессах метаболизма. Они содержатся в различных продуктах: мясо, молоко, зерновые, овощи и фрукты.

Читайте так же:  Творожный сыр при диете

Принципы рационального питания:

  1. Энергетическое равновесие
  2. Сбалансированность питания по воздержанию основных пищевых веществ.
  3. Низкое содержание жира.
  4. Ограничение в рационе простых углеводов (сахаров).
  5. Повышенное потребление овощей и фруктов
  6. Использование цельнозерновых продуктов.
  7. Снижение потребления поваренной соли.
  1. Определение индекса массы тела (ИМТ или индекс Кетля).

Оценка наличия избыточного веса и определения степени ожирения проводится в соответствии с рекомендациями Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) на основании определения нескольких показателей:

Индекс массы тела (ИМТ или индекс Кетля) рассчитывается по формуле:

ИМТ = Вес (кг) / Рост (м2).

Например: масса тела человека = 80 кг, рост — 1,8 м.

ИМТ = 80 кг / (1,8 ´ 1,8) м2 = 80 кг / 3,24 м2 = 24,69 кг.

Таблица 1.

Классификация степени ожирения (ВОЗ):

Причины избыточного веса у школьников. Профилактика и коррекция избыточного веса

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова Сократа о том, что “здоровье – не все, но все без здоровья – ничто”. О плохом здоровье подрастающего поколения стали говорить открыто на всех уровнях, вплоть до президента страны.

Работая, в школе уже много лет могу сказать, что практически здоровых детей – единицы. Если 10–15 лет, назад освобожденных от физической культуры в каждом классе, было по одному – два ученика, то теперь их стало пять–шесть и больше. И учитель нередко может сделать для здоровья школьника больше, чем врач.

В 2015 учебном году учащимися школы была проведена исследовательская работа, цель которой состояла в определении массы тела каждого ученика. Для достижения цели взяли учащихся 5–9 классов.

Провели измерения веса и роста. И с помощью индекса массы тела (индекс Кетле)

m — масса тела в килограммах

h — рост в метрах,

и измеряется в кг/м 2 .

и таблицы индекса массы тела в зависимости от веса и роста

ИМТ 30 – ожирение

смогли определить, является ли масса ученика избыточной или недостаточной. Из 290 учащихся, 87 учеников – это 30%, имеют избыточный вес. Причем, как показало исследование, в 8-9 классах избыточный вес имеют больше учеников – 48 (16.5%), чем в 5-7 классах – 39 учеников (13.5%)

Это свидетельствует о том, что в старшем возрасте дети ведут малоподвижный образ жизни, смотрят телевизор или сидят за компьютером более трех часов в сутки. Недостаток физической активности приводит к замедлению обмена веществ и кровообращения, тем самым уменьшается количество сжигаемых калорий, излишки которых откладываются в виде жира.

Основной причиной ожирения является несоответствие объема поступающей пищи с расходом энергии в процессе жизнедеятельности. Предпосылки для возникновения избыточной массы тела чаще всего закладываются в детстве. Реже ожирение вызывается эндокринными расстройствами и нарушением обмена веществ.

Постепенно прогрессируя, ожирение становится причиной многих сопутствующих заболеваний: вегето-сосудистой дистонии, сахарного диабета, различных нарушений опорно-двигательного аппарата. Необходимо знать, что ожирение само по себе является заболеванием, так как излишняя масса тела дает дополнительную нагрузку на все физиологические системы.

Проблема детского питания в России стоит уже настолько остро, что при клинике лечебного питания РАМН было открыто отделение педиатрической диетологии. Пока единственное в стране. По оценкам специалистов, за последние 5 лет количество российских детей, страдающих избыточным весом, увеличилось почти на 20%.

По мнению специалистов Клиники питания РАМН, у детского ожирения в России четыре основные причины.

Причина первая – рост благосостояния граждан.

Дети стали есть больше и лучше. Родители, которые еще помнят не самые лучшие времена, стараются подкормить своих детей, что называется, впрок. При этом обеспеченных семей, где родители пытаются регулировать систему питания детей и увеличивать физическую нагрузку детей, единицы.

Причина вторая – образовательный бум. Современные дети практически все свое время проводят если не за школьной партой, то за компьютером или телевизором. Как итог – из-за постоянных занятий, репетиторов, телевидения и Интернета дети ведут сидячий образ жизни и не тратят энергию, получаемую с продуктами.

Причина третья – качественный состав потребляемых продуктов.

В России, по статистике, как взрослые, так и дети очень сильно отстают от нормы по потреблению следующих продуктов: овощи и фрукты, цельные злаки, белок растительного и животного происхождения.

Причина четвертая – падение культуры питания

В широком смысле культура питания – это традиции и устои в отношении приема пищи. По наблюдениям диетологов, в России практически не проводится работа по ее воспитанию ни родителями, ни педагогами. Питание – это навык, который надо вырабатывать, воспитывать.

Борьба с ожирением должна начинаться с осознания того, что излишний вес не может быть признаком хорошего здоровья, а пышные формы – мерой физической красоты.

Время от времени в различных средствах массовой информации пропагандируются различные диеты, всевозможные приемы кодирования, препараты, якобы эффективно снижающие массу тела. В этих рекомендациях и советах трудно ориентироваться недостаточно образованному человеку, особенно подросткам и молодым людям, начинающим понимать, что чрезмерная масса тела является недостатком их физического развития и состояния здоровья. Наиболее озабоченные этой проблемой иногда прибегают к различным способам голодания, не задумываясь о том, что голодание требует соблюдения определенной методики и строгого медицинского контроля. Снижать массу тела необходимо в течение довольно длительного времени, так как резкое его уменьшение приведет к негативным последствиям.

В борьбе с ожирением необходима серьезная работа по профилактике, разъяснению правильных методов регуляции веса без нанесения вреда здоровью. Диета, кодирование и другие способы похудения могут дать временный эффект, но они не способны решить проблему в принципе и, как следствие, могут спровоцировать стрессы, вызванные глубоким разочарованием, неуверенностью в своих силах и еще большей степени ожирения.

Основным методом борьбы с ожирением является организация правильного питания в сочетании с упорядочением двигательной активности.

Объем двигательной активности включает не только выполнение специальных физических упражнений, но и различные виды физической работы. Активный образ жизни предусматривает прогулки, участие в походах.

Для примера, хорошим стимулом для повышения физической активности детей являются различные игры на свежем воздухе, езда на роликах, скейтах, самокатах, велосипедах.

Правильно подобранные упражнения при регулярных занятиях позволяют добиться снижения веса на 3-5 кг к концу 2-3-го месяца занятий. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что самыми трудными являются первые 1-2 месяца после начала занятий. Поэтому очень высокие требования предъявляются к волевым качествам человека, так как без большой настойчивости и упорства невозможно сделать эти занятия потребностью. Избавление от лишнего веса, приобретение легкой красивой походки, спортивной фигуры, хорошей осанки являются важными мотивами для регулярных занятий. Вместе с тем, существуют и другие виды мотивации: раскрыть дополнительные возможности человека, избавиться от комплекса физической неполноценности, приобрести уверенность в себе.

Читайте так же:  Ожирение и артериальная гипертония

Приступив к регулярным занятиям физическими упражнениями, необходимо помнить о постепенном повышении физической нагрузки, ее разнообразии за счет использования одновременно различных форм занятий: утренняя гимнастика, оздоровительный бег, пешеходные прогулки, плавание, велоезда. При ожирении предпочтительнее выполнять упражнения, в положении лежа, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на опорно-двигательный аппарат.

Преимущественное внимание уделяется упражнениям на укрепление и развитие крупных мышц брюшного пресса, улучшению осанки.

Одной из особенностей занятий является сравнительно небольшая дозировка упражнений с постепенным ее увеличением по мере нормализации показателей веса. Большое внимание уделяется самоконтролю. Частота пульса во время занятий не должна превышать 130-150 уд/мин. Важным показателем правильности занятий является отсутствие болевых ощущений в области сердца, тяжести и других дискомфортных явлений.

Некоторые люди предпочитают не утруждать себя физическими упражнениями, считая, что можно прожить и без них. Такая недальновидная точка зрения является следствием недопонимания ответственности за детей, семью, порученное дело. Мало того, человек с избыточной массой тела очень многое теряет в жизни, отказываясь от ощущения мышечной радости при занятиях плаванием, оздоровительным бегом, лыжных прогулках. Нежелание избавиться от лишнего веса можно рассматривать как следствие упадка духа, безразличие к себе, своим близким. В этом случае нужна, прежде всего, психологическая помощь.

Примерный комплекс упражнений для подростков, имеющих избыточный вес.

1. Лежа на спине, руки вперед, ноги согнуть, руки вверх, ноги выпрямить, руки в стороны, правую ногу вперед, руки вниз, левую ногу вперед, принять и. п.

2. Лежа на спине, руки в стороны, ноги врозь, руки на пояс, ноги скрестно, руки в стороны, ноги врозь, принять и.п.

3. Лежа на спине, руки вверх, перекат вправо в положение, лежа на животе; правую ногу назад, прогнуться в грудной части позвоночника, руки за голову, лечь на живот, перекат в и.п. то же – с другой ноги.

4. Лежа на правом боку, правую руку вверх, левую на пояс; левую ногу вперед, в сторону, назад; принять и.п. То же – лежа на левом боку с правой ноги.

5. Лежа на правом боку, правую руку вверх, левую на пояс; согнуть ноги вперед, выпрямить вперед (по отношению к туловищу), согнуть, принять и. п. то же на левом боку.

6. Упор, стоя на коленях, опираясь на руки, упор присев, выпрямить ноги, согнуть, принять и.п.

7. Упор, стоя на коленях, сесть на пятки, наклон вперед, грудью касаясь, пола, сесть на пятки, принять и.п.

8. Лежа на спине, согнуть ноги, касаясь пятками пола, опустить колени справа, слева. Принять и.п.

9. Лежа на спине, смена положения согнутых ног – “велосипед”.

Таким образом, правильная организация питания в сочетании с двигательной активностью поможет поддержать и укрепить здоровье. Необходимо убеждать детей, что физическая культура во всем многообразии ее средств и методов – лучший друг и помощник каждого человека в любом возрасте.

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.liveedu.ru%2Ftemplates%2Ffb-adaptive-3%2Fdleimages%2Fno_image

20% школьников имеют лишний вес Прочтите

Подготовка проекта заставляет много перебрать литературы, которая не укладывается во временные рамки. Предлагаю для учителей, родителям и лицеистам выдержку из книги “Оставайся изящной”.

Из книги
Ю.И.Курпан “Оставайся изящной”.
М., “Советский спорт”, 1991

Число полных людей растет с каждым годом. Так, в восточноевропейских странах от 10 до 20% школьников имеют лишний вес. По свидетельству экспертов Всемирной организации здравоохранения, ожирением страдает 1/5 часть населения земного шара.

Ожирение возникает по разным причинам, но важнейшими являются две — избыточное питание и недостаточная двигательная активность. Полные люди, как правило, любят вкусно и обильно поесть. На первых этапах эта привычка не причиняет им особых неприятностей, но со временем она приводит к нарушению обмена веществ, а также заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

“Подсчитано,- пишет в своей книге “Большие биологические часы” профессор Дильман В.М.,_ что накопление в организме 4-5 кг лишнего жира создает тот опасный сдвиг в обмене веществ, которого уже достаточно для развития атеросклероза. Косвенные расчеты показывают, что такая внешне незначительная прибавка в весе, если за начало отсчета принять 20 лет, уже, как правило, происходит к 30 годам”. Поэтому очень важно, чтобы вес тела человека оставался на протяжении всей жизни таким, каким он установился в 20-25 лет. Как, например, у нашей известной балерины Галины Сергеевны Улановой. Когда ее как-то спросили: “Каков ваш вес?”- она ответила: “49 килограммов.” — “А раньше, когда Вы танцевали?” — “Тоже 49 килограммов”.

А каковы основные причины появления полноты у молодых женщин? Это чаще всего переедание и малоподвижный образ жизни. Организм для осуществления своих жизненных функций (движение, теплообразование, обновление тканей) нуждается в определенном количестве энергии. Эту энергию он получает с пищей. Если энергии поступает больше, чем требуется, равновесие в организме нарушается, и человек полнеет. Чтобы поддерживать свой вес на должном уровне, необходимо строго учитывать потребление калорий и их расход. Если организм получает калорий больше, чем расходует, хотя бы на 1%, то человек начинает набирать вес. А часто ли вы думаете об этом, съедая очередную пачку мороженого, пирожное или конфету? Очевидно, нет, а жаль. Ведь полнота начинается с бесконтрольного приема самой разнообразной пищи.

Если вы поправились, то избавляться от лишнего веса нужно следующим образом:

  • Уменьшить калорийность пищи с таким расчетом, чтобы расход энергии превышал ее приход. Качественно изменить состав пищи: нужно меньше есть углеводов (сладостей), жиров, меньше употреблять жидкостей, больше — овощей, фруктов и продуктов, богатых витаминами.
  • Следить за деятельностью кишечника.
  • Увеличить энергозатраты.

Энергозатраты в зависимости от характера работы разные. Для людей умственного труда характерна работа в положении сидя с небольшим физическим напряжением и расходом энергии около 600-700 ккал в сутки (не считая расхода энергии на основной обмен, т.е. на функционирование организма даже в покое). А для нормального функционирования организма, как отмечают физиологи, человеку требуется расходовать в сутки около 1000 ккал. У всех людей, занятых преимущественно умственным (а не физическим) трудом, образуется ежедневный дефицит энергозатрат. Увеличить расход энергии можно с помощью физкультуры, танцев, массажа.

Читайте так же:  Можно ли кушать перед сном

Чтобы согнать лишний вес, в арсенал своих спортивных занятий необходимо ввести разные виды физической активности: ходьбу, бег, катание на лыжах и велосипеде, спортивные игры, плавание, гимнастику. Однако в применении этих средств нужна система.

Иногда женщины сетуют на то, что занимаются физкультурой, а не худеют. Если проанализировать, сколько времени они занимаются, то становится ясно, что похудеть они и не могут, так как их нерегулярные и неинтенсивные занятия способствуют только повышению аппетита. Занятия нужно проводить не реже 3-4 раз в неделю и в достаточном объеме, с оптимальной нагрузкой.

Хорошим средством похудения является ходьба: ходить нужно быстро, не менее 100 шагов в минуту. Ежедневная норма ходьбы для полных женщин — не меньше 6-8 км.

Более эффективной по расходу энергии является ходьба по лестнице. Почти каждая горожанка имеет возможность несколько раз в день этим заняться, а не пользоваться лифтом. Однако, как показали исследования, ощутимая сгонка веса происходит лишь во время ходьбы по лестнице в течение 25-30 и более минут. Был проведен эксперимент, в котором участвовали 10 студенток, имеющих излишний вес. Они поднимались по лестнице на 5-ый этаж в среднем темпе в течение 30 минут. Число подъемов и спусков составило 16-18. Их пульс был в пределах 140-150 ударов в минуту. Каждая из них уменьшила свой вес на 500-700 г за одну эту тренировку.

Приблизительный расход энергии при подъеме с частотой 60-70 ступенек в минуту составляет 0,14 ккал на 1 кг веса. Таким образом, женщина с массой тела 70 кг тратит при подъеме по лестнице около 10 ккал в минуту. Энергозатраты при спуске по лестнице несколько ниже. Начинать тренировки целесообразно с 10-15 минут и доводить до 30-40 минут.

О благотворном действии на организм медленного бега уже много написано. Важно помнить, что начинать занятия бегом лучше после консультации с врачом или педагогом-специалистом. Расход энергии при беге со скоростью 10 км/ч увеличивается по сравнению с состоянием покоя в 62 раза. Чтобы избавиться от лишнего веса, лучше использовать медленный и продолжительный бег трусцой. Начинать тренировки нужно с дистанции 500-600 м (частота 120-130 шагов в минуту), увеличивая дистанцию на 100-200 м каждую неделю. Оптимальная длина дистанции для женщин — 2-3 км. Тренировки проводите 3-4 раза в неделю. В зимнее время вместо бега лучше ходить на лыжах. Это интереснее и эмоциональнее. Дистанцию постепенно можно увеличить до 10-12 км и более.

Полным женщинам необходимо ежедневно проводить занятия физкультурой продолжительностью не менее 45-60 минут. Занимайтесь гимнастикой с гантелями, мячом и эспандером, а в утренние часы бегайте трусцой.

Худеть лучше всего летом, особенно во время отпуска, когда без ущерба можно уменьшить объем и калорийность питания, отказаться от каш и макарон, а заменить их овощами и фруктами. Если вы отдыхаете в пансионате, не съедайте полностью порцию. Помните — вам нужно худеть.

Во время отпуска установите четкую систему самостоятельных занятий, включите в них бег, ходьбу, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и, конечно, плавание. Часть упражнений делайте в воде, это тоже эффективно. Чаще взвешивайтесь. Вы увидите, что ваш вес должен уменьшиться.

Помните, что умеренность в питании — залог здоровья и красоты.

У некоторых женщин сложилось мнение, что бороться с полнотой можно с помощью курения. Но, как показывают исследования ученых, курение — неэффективное средство. Мало того, пристрастившись к нему, вы начнете страдать еще и другими болезнями. Так что не курите. Будьте стойкими к этому уже не модному и чрезвычайно вредному увлечению.

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=http%3A%2F%2Ffoodnews-press.ru%2Fzdorovoe-pitanie%2F41-issledovania%2Fimages%2Fnews%2Fzdorovoe_pitanie%2Fchildhood-obesity

Пухленькие ручки и ножки «с перевязочками» у малыша с хорошим аппетитом — радость для мамы. Однако лишь до тех пор, пока эта пухлость младенческая. А вот с 5-6 лет даже небольшая полнота должна вызывать у родителей беспокойство. Такое же, как у педиатров и эндокринологов всего мира.

Мировая статистика ошарашивает: 25 млн. дошкольников и 155 млн. школьников имеют избыточный вес. Если оперировать относительными величинами, то каждый четвёртый ребёнок, проживающий в развитой стране, весит больше нормы, а в Европе — каждый третий. В России подобных исследований давно не проводилось, однако педиатры отмечают увеличение числа детей с избыточным весом. Крупных детей так много, что предлагают даже пересмотреть нормы. но этим проблему не решить, ведь ожирение является одним из главных факторов риска развития заболеваний сердца и сосудов, лидирующих среди причин ранней смертности.

Исследование в России

Группой врачей России из разных городов (а именно: Москвы, Краснодара, Новосибирска, Самары, Екатеринбурга, Казани, Тюмени, Красноярска, Ярославля, Хабаровска, Нижнего Новгорода) было проведено масштабное исследование по изучению распространения избыточной массы тела у подростков в возрасте от 12 до 17 лет на территории нашей страны.

Всего было осмотрено более одиннадцати тысяч человек — выбранных случайным образом школьников 6-11 классов.

Выявлено следующее:

  • Среди девочек лишний вес имели 7,7%, а ожирение — 1,6% осмотренных.
  • Среди мальчиков ситуация оказалась ещё хуже: избыточный вес у 11,2% и ожирение у 2,5%.
  • Больше всего «толстяков» в Москве, Новосибирске, Самаре и Красноярске.
  • Подтверждено наличие пиков набора веса у девочек в 12 лет, а у мальчиков — в 13 лет, связанных с началом полового созревания. К 17 годам процент детей, имеющих избыточную массу тела, уменьшался.
  • Мальчики, родившиеся с весом более 3,5 кг, в 2 раза чаще страдают ожирением.
  • Дети родившиеся преждевременно чаще страдают ожирением (как девочки, так и мальчики).

Важные факторы, влияющие на вес ребёнка

Исследование выявило три основных фактора, прямо влияющих на вес детей.

  • Фактор № 1: малоподвижный образ жизни. В среднем дети проводят 6 часов в школе, 2 часа за уроками, 2 часа у телевизора и 2 часа за компьютером. Прогулки занимают всего 1,5-2 часа их времени. Конечно, такой образ жизни — малоподвижный.

Подростки, занимающиеся спортом, обычно имели нормальный вес, так как меньше времени проводили за книгами, у телевизора или компьютера. Их абсолютное большинство проживает в Казани и Краснодаре — там, где более длительный световой день и более тепло.

  • Фактор № 2: неправильное питание. Оказалось, что многие подростки едят всего два раза в день. Обычно они учатся во вторую смену. Поздно и обильно завтракают, и второй раз едят после возвращения домой. Дети, питающие дважды в день, все имеют лишний вес. Те же подростки, которые едят 4-5 раз в сутки либо весят в пределах нормы, либо слегка больше.
  • Фактор № 3: вредные привычки. Согласно этому исследованию, каждая 15 девочка курит, и каждая двадцатая употребляет спиртные напитки. Девочки, которые курили и пили спиртное, имеют избыточный вес в два раза чаще. Курящих мальчиков больше — курит каждый седьмой, однако у них зависимости между вредными привычками и лишним весом не выявлено.
Читайте так же:  Как тренироваться на тренажерах чтобы похудеть

Выводы из исследования

Привычки питания, которые закладываются в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Поэтому очень важно следить не только за тем, что именно едят подростки, но и за тем — как часто. Недопустимо объединение завтрака и обеда, либо обеда и ужина. Есть нужно 4-5 раз в сутки. Если родители ещё и позаботятся о правильном питании своих детей (с преобладанием растительной пищи), организуют грамотно режим дня с достаточной физической нагрузкой, то они вырастят здоровых людей, а не потенциальных завсегдатаев поликлиник и больниц с перспективой умереть раньше, чем их родители.

В России детей с ожирением меньше, чем в европейских странах, однако их количество растёт прогрессивно, увеличиваясь каждые 20 лет в 10 раз. А это — прямая угроза здоровому (да и всякому другому) будущему нашей страны. Приучая детей к правильному питанию, родители заботятся не только о стране, но и о своей старости. Ведь только здоровые наследники могут заботиться о престарелых родителях. Больные будут вынуждены тратить все средства на лечение и, скорее всего, родителей, «подаривших» им такую жизнь, видеть не захотят.

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Felibrary.ru%2Fitemfiles%2F0%2F2%2F3%2F6%2F2%2F7%2F2%2F2%2F1%2F%2Fdac570eb-242f-4ece-ad16-30eeeffa3d9e

По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:

Проанализировать и изучить причины появления и последствий влияния на организм школьников избыточного веса. Выявлено, что правильное распределение пищи в течение дня по объему и энергетической ценности создает равномерную нагрузку на пищеварительный аппарат и удовлетворяет потребность организма в необходимой энергии.

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 0

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по направлению: 0

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 8

‘> Тематическое направление: Health sciences

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2017

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Fscienceforum.ru%2Fimages%2F2018%2F2003-image001

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Fscienceforum.ru%2Fimages%2F2018%2Fimage-2003-1-600

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Fscienceforum.ru%2Fimages%2F2018%2Fimage-2003-2-600

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Fscienceforum.ru%2Fimages%2F2018%2Fimage-2003-3-600

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Fscienceforum.ru%2Fimages%2F2018%2Fimage-2003-4-200

Изображение - Лишний вес школьников proxy?url=https%3A%2F%2Fscienceforum.ru%2Fimages%2F2018%2Fimage-2003-5-600

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ, ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПИТАНИЯ И ПОЯВЛЕНИЕМ У НИХ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ВОЗМОЖНОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЖИРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СШ №15 В ТУРКЕСТАНСКОМ РЕГИОНЕ ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Методы и материалы исследования: изучение избыточного веса и ожирения у учащихся 8- 11 классов СШ № 15. г. Туркестан на основе сравнительного, аналитического, практического, математического, социологического методов.

Актуальность проблемы: Пубертатный возраст является переходным периодом между детством и половой зрелостью. Именно в этот период происходит ряд физических и психических изменений, приводящих к физической, психологической и репродуктивной зрелости организма.

Избыточный вес у детей и подростков – это актуальная и серьезная проблема. Рост количества детей с избыточным весом в наши дни объясняется, преимущественно, неправильным питанием и малоподвижным образом жизни. Высок интерес к ней и школьников. В связи с этим мы считаем целесообразным наше исследование.

Практическая часть.

1.Исследование образа жизни и возможного возникновения избыточного веса у детей.

Мы пользовались двумя методиками исследования.

Методы исследования :

1.Анализ медицинских карт учащихся в школьном медпункте с целью выяснения числа учащихся с признаками ожирения.

2. Анкетирование, включающее в себя данные образа жизни: особенности питания, физической активности, умственной нагрузки.

Цель исследования : выявить процент учащихся, страдающих ожирением,проанализировать отношение к здоровому образу жизни и питанию учащихся 8 -11 классов.

Брали медицинские карты учащихся 8 -11 классы за 2013-2015гг. На основе данных анкетирования нами были составлены диаграммы.

Из данных диаграммы № 1 можно сделать вывод:

– избыточный вес и ожирение по параллелям составляет 14, 28, 10, 10 (соответственно 8,9,10 и 11 классы) и преобладает у девятиклассников, что связано с малоподвижным образом жизни;

– избыточный вес: девочки- 28 (14%), мальчики – 14 (7%);

– ожирение: девочки- 8 (5%), мальчики – 8 (4%);

– всего лишний вес имеют 58 детей (30%);

– избыточный вес преобладает у девочек, а вот ожирение одинаково.

2. Анкетирование, включающее в себя данные образа жизни: особенности питания, физической активности, умственной нагрузки.

Для исследования данной проблемы использовали методику Казина: комплексной оценки показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях на основе медико-физиологических и психолого-педагогических основ мониторинга.

Ход работы: Для проведения исследования были отобраны 8- 11 классы в количестве 103 учащихся, им были предложены анкеты с вопросами и в течение 15 минут учащиеся отвечали на вопросы.

Проведя исследование, мы пришли к выводу, что сформированное представление о здоровом образе жизни и питании среди учащихся 8 класса- 36%, 9 класса- 45%, 10-11 классы- 39%.

Анализ теста «Правильно ли вы питаетесь?» и анкет по оценке питания показал, что для школьников характерно нарушение режима питания.

Оно проявляется в уменьшении количества приемов пищи в день с четырех-пяти до двух, неправильном распределении суточного рациона на отдельные приемы, увеличении доли ужина до 35-65% вместо 10%, увеличении интервалов между приемами пищи с 4-5ч до 7-8ч, и употреблении пищи незадолго до сна.

По результатам анкетирования видно, что 78% обучающихся питаются 3 раза в день, 21% – 2 раза и 1 раз менее 1%

Завтракают всегда 47%, не всегда- 48% и никогда 6%.

Из диаграммы 4 видно, что правильно завтракают 28%, а 22% едят мясные блюда.

около 74% (из которых 29% составляют девятиклассники) едят в промежутках между приемами пищи. В этих случаях они отдают предпочтение бутербродам, чаю, конфетам, плавленым сыркам, газированным напиткам и т.п. На столе фрукты, овощи, салаты, сок у большинства учащихся: 98 человек (95%).

Читайте так же:  Диета после удаления аппендицита лапароскопия у взрослых

Хлебобулочные изделия употребляют почти все, кроме троих выпускников (3%), больше всего употребляют девятиклассники – 42 человека (41%). Кофе пьют все учащиеся 103 (100%).

Таким образом, мы видим, что кроме нарушения режима питания, они не придерживаются и таких принципов рационального питания, как разнообразие и сбалансированность пищи.

Например, более 67% детей употребляют в пищу рыбу и морепродукты менее одного раза в неделю. У 72% школьников подобное отношение к кашам. Зато мясные блюда, колбасу 59% респондентов употребляют чаще 2-3 раз в неделю. Ежедневно едят сырые овощи и фрукты всего 68% обучающихся.

Все без исключения респонденты используют в пищу вредные продукты, которые дают больше калорий.

Нарушение старшеклассниками принципов рационального питания, возможно, связано с увеличением темпа их жизни и насыщением рынка товарами, заменяющими традиционные продукты питания.

Во время ложатся спать 12 человек (12%).

За компьютером почти все школьники проводят не менее 2-3 часов в день, чем старше ученики, тем больше времени, они проводят за компьютером и телевизором, но больше всех – девятиклассники – 41%.

Из диаграммы видно, что больше всех в спортивных секциях занимаются восьмиклассники- 65%.

Таким образом, можно сделать вывод, что больше калорий получают, но тратят их меньше девятиклассники, чем восьмиклассники.

Заключение

1.Физическая активность восьмиклассников выше, чем у школьников 9-11 классов, которые больше проводят время за компьютером, а восьмиклассники более подвижны и активны, что позволяет им больше расходовать калории.

2. Установлена недостаточная информированность детей и с избыточной массой тела и ожирением и их родителей о возможных сопутствующих сердечно-сосудистых, эндокринных нарушениях.

3. Нормальный вес имеют 76% учащихся ИМТ (18-25 ),избыточный вес -19% (ИМТ 25-30), ожирение у 5% ИМТ 30-35.

Выводы

В результате проведенных исследований были изучены причины возникновения ожирения. Эта проблема остается актуальной в детском и подростковом возрасте, что приводит к возникновению и прогрессированию различных хронических заболеваний, угрожающих здоровью учащихся.

Таким образом, мы пришли к выводу, что существует зависимость между образом жизни школьников, их питания и появлением у них избыточного веса и ожирения, которые приводят к нарушению функционирования органов и систем органов человека и как следствие, к возникновению заболевания.

Для подростков важно следить за своим весом, так как это влияет на их здоровье. Подростки, ведущие здоровый образ жизни, не имеющие вредных привычек, и употребляющие здоровую пищу, в будущем не будут иметь проблем со здоровьем.

Практическая значимость:

Данная работа способствует выявлению причин возникновения, предотвращения, последствий избыточного веса и ожирения у детей.

Материалы работы могут быть использован на школьных уроках самопознания, биологии , на классных часах, родительских собраниях, на факультативных занятиях

Таким образом, мы пришли к выводу, что существует зависимость между образом жизни школьников, их питания и появлением у них избыточного веса и ожирения, которые приводят к нарушению функционирования органов и систем органов человека и как следствие, к возникновению заболевания.

Список литературы:

Долечек Р.П. Опасный мир калорий. М.: Физкультура и спорт, 1979 – 82с.

Князев Ю.А. Картелищев А.В. Ожирение у детей. М.: Медицина,1982 – 339с.

Источник: Журнал “Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ” № 6, 2011 года

Тажибаев Ш.С. Профилактика избыточной массы тела и ожирения. Алматы: 2012 – 32с.

Порядина Г.И. Проблема ожирения и метаболического синдрома у детей/Щербакова М.Ю., Порядина Г.И., Ковалева Е.А.//Российский вестник перинатологии и педиатрии.-2010.-№5-С.52-59

Жолондз М.Я. Лишний вес: новая диетология. Санкт-Петербург, 2001- 287с.

Савенков Ю.И. Избыточный вес – угроза здоровью. Барнаул. Алтайское книжное издательство,1985- 72с.

Мансурова С.Е. Обучение здоровью на основе проектной деятельности// Биология в школе. – 2005г. №7 с.29-34

Преображенский В.П. Перекормленный ребенок. // Физкультура и спорт// №8, 2009.

Порядина Г.И. Современный взгляд на проблему ожирения у детей и подростков/Щербакова М.Ю., Порядина Г.И.//Педиатрия.-2012.-том 91.-№3.-с.122-130

Гайворонская А.А. Оценка физического развития детей дошкольного возраста // Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ. 2011. № 4. С. 32

Relatıonship between the lıfestyle, catering service and the appearance of excess weight in pupil. Results of research of lıfestyle and possibility of appearance of overweıght in pupils of school №15 in Turkestan

(Scientific adviser: Professor, Doctor of Biological Sciences, teacher(Lecturer) of department of disciplines of laboratory-R.D. Dilbarkhanova, A.R. Kuzmina – the teacher of Preventive medicine department of International Kazakh-Turkish university named by H.A. Yassavi)

International Kazakh-Turkish university named by H.A. Yassavi

A.Sh. Aliyeva, N.M. Valiyeva

Key words: obesity, overweight, body mass index (BMI), height-weight index of Quetelet (IR), Kazin’s method, diet, nutrition, atherosclerosis, hypertension, questionnaires, adolescence.

Aim of research: demonstrate the relationship between obesity, lifestyle and proper nutrition on the example of high school students number 15 in Turkestan.

Methods and materials of research: researching of overweight and obesity in students 8- 11 classes school number 15 in Turkestan by comparative, analytical, practical, mathematical, sociological methods.

Actuality of problem: Adolescence is a period of transition between childhood and puberty. During this period originate a series of physical and mental changes that lead to physical, psychological and reproductive maturity of the organism. Overweight in children and adolescents is actual and serious problem. The increasing number of overweight of children these days is explained by improper nutrition and inactive lifestyle. Therefore, we considered it appropriate to our research.

Студенческий научный форум – 2017
IX Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Изображение - Лишний вес школьников 3568945767745
Автор статьи: Валентина Толмачева

Позвольте представиться. Меня зовут Валентина. Я чуть меньше 10 лет занимаюсь диетологией и йогой. Считаю себя профессионалом и хочу помочь посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте, всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here